Капитан «Бегового монастыря» Илларион Худеев: о точках роста клуба, развитии и планах

4/2/24
Илларион — «крёстный отец» в «Беговом монастыре» и научный сотрудник в международной пищевой компании. 

Он стоял у истоков клуба и даже помнит точную дату своей первой тренировки у Михаила Монастырского. Решили вместе обсудить медийность клуба, его результаты и планы. А в ходе диалога затронули тему научной деятельности Иллариона, которая косвенно была связана с бегом.
Как в жизни появился бег?
Начал бегать в 5 классе, это примерно год 2006. У меня тогда все в окружении бегали: старший брат ходил в секцию, физрук был мастером спорта на марафоне, а его жена — мастер спорта на трёшке. Я из небольшого города Астраханской области, у нас было всего 6 школ — и все, кто бегали, ходили тренироваться в нашу.

Стал участвовать в региональных соревнованиях, призовые места занимать. В 8 классе меня пригласили в колледж Олимпийского резерва в Волгограде. Предложили переехать, чтобы там учиться и тренироваться. Я отказался, потому что уже тогда знал, что не хочу посвящать себя только спорту.
Когда начались первые серьёзные результаты?
После школы переехал в Москву и поступил в универ. А 15 сентября 2012 года пришёл на первую тренировку к Монастырскому Михаилу Исааковичу. И с тех пор моя беговая жизнь изменилась.
У многих знакомых, которые бегали лучше меня, к 17-20 годам наступало выгорание, их начинало тошнить от бега. У меня такого не было благодаря моим первым тренерам — они грамотно мне привили любовь к спорту.
Эта любовь к бегу и последующие тренировки с Михаилом Исааковичем сразу дали результат.
Какими были первые тренировки с Михаилом Монастырским?
Хорошо помню первый день. Я, честно говоря, на первой тренировке сразу «умер». Вообще офигел от нагрузки. Так совпало, что мы в первый раз пришли тренироваться в один день с Искандером Ядгаровым. 

Помню, после тренировки шли с Искандером к метро, он спрашивает: «А как ты вообще сюда попал и как тренера нашёл?». Я говорю: «Мой бывший тренер на первенстве России подошёл к Монастырскому и спросил, могу ли я у него заниматься. Он сначала ответил, что у него таких как я — пруд пруди, он таких слабых не берёт. Но потом всё-таки взял». И мне Искандер говорит: «Слушай, тренер опасный, это прям серьёзно, смотри не травмируйся».

Спустя пару лет я понял, что это была ирония, Искандер часто подшучивает, но не всегда можно опознать его сарказм. 
Когда начал формироваться «Беговой монастырь»?
В 2012 году у Михаила уже тренировались Искандер, Паша Адышкин, Ваня Панфёров и многие ребята, которые до сих пор в клубе. Официально клуб сформировался где-то в году 2018. В какой-то момент мы решили стать клубом, который сам себя обеспечивает и не требует какого-то государственного бюджета.
«Беговой монастырь» — это первый клуб России, который открыл дорогу клубному бегу не любительского, а более высокого уровня.
Что скажешь на комментарии о том, что ваши результаты в 2023 году стали хуже?
В 2022 году у нас было 2 человека очень высокого уровня — Паша Адышкин и Искандер Ядгаров. Они выигрывали всё, что можно. А в 2023 у нас много выигрывал Дима Неделин. Было два человека high-level, а теперь один. 

Если говорить про клуб в целом, то результаты выросли. В 2023 году 8 человек пробежали десятку быстрее 31 минуты.
Результаты хуже точно не стали. Возможно, у клуба могла упасть медийность, потому что ушли два топовых бегуна. Но цифры у клуба становятся лучше.
Будете ли наращивать медийность после ухода топовых спортсменов, предпринимать какие-то шаги?
Возможно, нам и не надо специально что-то делать. «Беговой монастырь» — клуб с большой историей, он помнит несколько циклов перерождения. Сейчас приходят новые люди, но чтобы выйти на высокий результат, нужно время. 

Тот же Дима Неделин бежал десятку за 31 минуту, когда к нам пришёл. И потребовалось 3-4 года, чтобы выйти на более высокий уровень.
У нас много молодых ребят, которые быстро прогрессируют. Мы на этапе смены поколений. Думаю, всё само собой выйдет в нужное русло.
Но другая сторона вопроса — медийность клуба в целом. Сейчас мы хотим не прокачивать известность отдельных личностей, а держать фокус на самом клубе.

Мы решили, что тренировать будет не только Михаил Исаакович, но и другие тренеры — чтобы мы могли брать ребят помедленнее и с ними тоже работать. Хотим давать возможность большему количеству людей тренироваться по нашей системе. Так будет прокачиваться и наша медийность, и медийность бега в целом по стране.
Как оцениваешь уровень и популярность любительского бега в России?
В 2018 году я пробежал десятку на официальном старте за 31:59 и был шестым на забеге. В 2023 на этом же забеге моё время было 30:18 — и я был седьмым. Это говорит о том, что уровень любительского бега сильно вырос. Считаю, тут не обошлось без влияния Искандера, который любительскую историю в России подтянул.
Думаю, бежать десятку за 32 минуты и половинку за 68 минут — слабо для элитного кластера. Нужно повышать уровень.
Надеюсь, мы сможем повлиять на общий уровень любительского бега за счёт расширения сферы деятельности.
Давай про твою основную работу поговорим. Чем занимаешься?
У меня образование кибернетика химико-технологических процессов. Долго занимался сверхкритическими технологиями. Защитил степень кандидата технических наук, был старшим научным сотрудником, писал научные статьи. 

Но недавно ушёл в коммерческую организацию. В университете стало тесно. Сейчас работаю в крупной международной пищевой компании научным сотрудником.
Занимаешься наукой, отвечаешь за организационные моменты в «Беговом монастыре»… Наверное, ещё тренируешься два раза в день?
Не всегда. Два раза в день тренируюсь, когда целенаправленно готовлюсь к какой-нибудь половинке. За три месяца начинаю строить базу, выходить на больший объём. Чаще у меня одна тренировка, но иногда могу её делать длиннее, то есть бегать в день от 15 до 20 км. 

Но средний объём на неделе не такой высокий, зависит от сезонности. Сейчас стараюсь выйти на объём 120-130 км в неделю.
Если десятка — ключевая дистанция, необязательно два раза в день тренироваться?
На мой взгляд, да. Мой опыт показывает, что можно бегать 90-100 км в неделю и меньше. Но важно качество этих километров. За 32 минуты я пробежал десятку, когда у меня объём был меньше 70 км в неделю.
Окей, а всё-таки как ты успеваешь совмещать всё, чем занимаешься? У тебя ведь ещё семья есть?
Да, у меня жена, дочка родилась недавно. Я всегда находил возможности, например, когда работал в университете, вечером бежал 17 км домой оттуда, вот и кросс получался. Добегал за час — а это столько же, как если бы я добирался на транспорте. 

Когда надо было две тренировки делать, выходил в обед. Потом шёл в душ и садился работать.
Как изменилась твоя спортивная жизнь с появлением ребёнка?
Спасибо жене моей, она берёт на себя много ответственности. В целом, конечно, жизнь делится на «до» и «после». Стало больше обязанностей, но бегаю я не меньше, чем раньше.

С женой договорился, что буду ездить на тренировку раз в неделю вместо двух. С тренером поговорил, подготовке это не мешает.
Ты занимаешься наукой в пищевой компании — а не хотел когда-нибудь сделать препарат для спортсменов или что-то вроде того? Связать науку и спорт?
У меня в университете по научному направлению последний год был личный грант. Я сделал с помощью сверхкритической экстракции натуральные тестобустеры из растительного сырья. Серьёзно, я хотел совместить науку и бег. В принципе, результаты получил. 

Я получил экстракт «трибулус террестрис». Трибулусы — это такие капсулы, которые не запрещены. Они тонизируют, помогают в восстановлении. 

Собственно, я сделал более эффективным процесс их получения без использования большого количества органических растворителей. Сделал практически чистое вещество.
А что потом стало с этой работой?
Можно сказать, что это ушло «в ящик», потому что я перешёл из университета в коммерческую компанию. В университете всё было довольно медленно. Это можно было продвигать, но из-за разных бюрократических моментов вопросы долго решались.
А как думаешь, что эффективнее — натуральные или синтетические вещества?
Тут вопрос в процессе. Зависит от того, что мы считаем синтетическим, а что натуральным. Если какую-нибудь левзею в воду кинули, она там настоялась, и мы получили настойку — понятно, это натуральное вещество. А если я взял это же растение, провёл сверхкритическую экстракцию, вывел активно действующий ингредиент и в определённых концентрациях его добавил в какую-нибудь капсулу или получил из него порошок — это синтетическое или натуральное вещество? 

Думаю, нельзя сказать, что всегда натуральное лучше, чем синтетическое.
А помимо тестобустера возникали ещё идеи из спортивного мира?
Была одна идея, которая родилась во время бега. За несколько лет до появления первого карбона думал, что было бы прикольно сделать сверхлёгкую подошву с хорошей отдачей. 

Мысли разные бывают периодически, но я не шёл в этом направлении целенаправленно. Возможно, в какой-то момент это надо было сделать. Попробовать что-то грандиозное, просветить этому всего себя.
Ты был в Кении на сборах. Расскажи, как это было?
У меня была цель — тренироваться рядом с ребятами высокого уровня. И для меня это были просто невероятно тяжёлые тренировки. 

Там везде рельефная местность, с камнями и неровностями, стопа должна быть подготовлена к такому бегу. А кенийцы всегда бегут как в последний раз. А это ещё другая страна, куча народа, и ты пытаешься не отстать, чтобы тупо не заблудиться.

Ну и перепады высот были. Один раз была тренировка на базе Кипчоге, где надо было по серпантину подниматься наверх. Ребята бежали 21 км, и меня на восьмёрке прям свалило, я отстал от группы, стал кричать, махать, но никто не слышал — и пришлось бежать дальше. 

Перед поездкой я бежал десятку за 32 минуты, а когда уезжал из Кении — пробежал за 30:43. Этот рельеф дал мне хороший опыт. 
У тебя не было желания тренировать кого-то?
У меня есть сейчас один парнишка, которого я тренирую уже больше года. Знакомый парень просто попросил, и я сказал: «Ну давай». Он совсем такой любитель, раньше бежал десятку за 56 минут и через год пробежал за 44 минуты. 

Мне интересно было бы тренировать, собрать человек 10. Но я не буду успевать, скорее всего. Боюсь людей подвести. Если я берусь за что-то, то люблю делать качественную работу.
Блиц
Какой фильм посмотришь перед стартом?
«Король Ричард», 2021
Под какой трек круче всего тренироваться?
«К тебе», Рем Дигга
Какой завтрак сделаешь перед гонкой или тяжёлой тренировкой?
Ем яичницу или овсяные хлопья с молоком, но приличное количество, скажем так. И пью кофе.
Ещё можно почитать