В начальных классах к нам на уроки физкультуры приходили тренеры по разным видам спорта — футбол, волейбол, лёгкая атлетика. Они выбирали себе учеников по росту, телосложению. Взгляд тренеров никогда не падал на меня, я был болезненным ребёнком.
Но однажды пришёл тренер по лыжным гонкам и сказал, что будет записывать всех желающих. Я записался и начал ходить — и с тех пор моя жизнь изменилась. Я почти перестал болеть, начались тренировки, соревнования, интересная жизнь.
У нас было много тренировок на выносливость, и, думаю, они послужили тому, что я во взрослом возрасте начал готовиться к своему первому марафону в 1987 году.
Да, во взрослом возрасте стал только бегать. После армии я поступил в медучилище и в это же время устроился работать санитаром по ночам. Работы было много. На лыжах всё-таки приятнее кататься, пока на улице светло, а ещё нужно время, чтобы добраться до трассы. А бегать проще: обулся и побежал где угодно и когда угодно.
Так что лыжный спорт пришлось оставить, и с 1987 года я только бегаю.
Когда я работал в одной медсанчасти, мой заведующий отделением тоже был фанатом бега. Он мне как-то сказал, что хочет сбегать в Париж, но я подумал, что он это несерьёзно.
Прошло время, я уже был в другом городе, и он мне позвонил. Говорит: «приезжай, побежим сверхмарафон Москва-Париж».
Нас было 18 человек, мы поделились на три команды — и каждая команда бежала по 8 часов, а потом отдыхала, пока бежала следующая. Пока одни бегут, другие едут на машине вперёд на 100 км, разбивают лагерь, готовят еду на всех.
В столице государств, через которые мы пробегали, у нас официально был день отдыха. Нам устраивали приём в местных мэриях. Финишировали у мэрии Парижа. Несколько дней отдохнули там и поехали домой на автобусе.
Второй такой сверхмарафон я сбегал в 1995 году — из Москвы в Париж. А в 1997 году из Москвы в Варшаву. Это был детский пробег — дети бежали днём, а взрослые по ночам.
Примерно четыре раза в неделю бегаю. Иногда три — по причине занятости или самочувствия. Стараюсь делать одну длительную 20-25 километров, а вторую, допустим, десятку-пятнашку. Когда между соревнованиями достаточно большой срок, стараюсь в это время делать ОРУ, ОФП.
Раньше я бегал почти каждый день, вопрос восстановления даже не стоял. Но в моём возрасте он стоит более остро. Теперь я понимаю, что если буду бегать часто, просто не успею восстановиться.
Сейчас недельный объём — 50-70 километров.
Бывало, но недолго. Я понимаю, что бывает и усталость, и выгорание, и работа может отвлекать. Но я старался просто делать перерывы и начинал заново. Чаще, скорее, грустил, когда по какой-то причине не мог бегать.
Однажды жена мне рассказала притчу, которую я запомнил надолго. Я в какой-то сезон не смог участвовать в соревнованиях, потому что заболел — и жена заметила, что я грущу из-за этого. Она мне говорит: «точи пилу». Я говорю: «в смысле?». И она рассказывает:
В 2009 году мы с женой и 6-месячным сыном поехали в Словакию на старейший марафон Европы. И вот я бегу, и недалеко от финиша появляется жена и даёт мне сыночка в руки. Я финишировал с ним на руках. Это было трогательно и незабываемо.
Бег для меня это медитация. Через него я узнаю себя.
В моменты сомнений не бояться, а пробовать. Ошибки будут, но на ошибках мы учимся. А в спорте — не торопиться и не пренебрегать восстановлением.
Найти себе товарища по бегу или наставника, который будет подсказывать, как избежать травматизма. Самому можно себя переоценить или недооценить. А со знающим человеком результаты будут лучше.
Да, в средних классах занималась лёгкой атлетикой. Где-то до второго разряда дошла. Потом поступила в институт, родила ребёнка и не занималась.
А потом закончила институт и в 1981 году пошла в беговой клуб «Бегомир» (это старейший клуб Москвы), и с тех пор занимаюсь бегом.
Я всегда говорю: как научилась ходить — так и побежала. В начальных классах я ездила в пионерские лагеря, и у нас была хорошая спортивная программа. Мы бегали, прыгали, и мне это очень нравилось. Лет в 10 сказала, что хочу заниматься четырёхборьем — бегать, прыгать, метать.
В девятом классе на уроке физкультуры мои одноклассники бежали 300 метров, а меня поставили на 500 метров с десятиклассниками — и я пришла первая. На меня все так смотрели, удивлялись. Я почувствовала, что мне надо развиваться в этом. И пошла заниматься лёгкой атлетикой на стадион юных пионеров.
Нет, раньше занималась с тренером от нашего клуба. Сейчас уже возраст такой, мне главное поддерживать физическую форму. Поэтому занимаюсь сама. Зимой хожу в манеж, делаю там ускорения. Летом на улице тренируюсь.
Нью-Йоркский марафон. Там была красивая трасса и финиш в Центральном парке. Народу было много, но никто никого ни разу не задел. Меня это удивило, потому что часто бегуны бывают нахальные. В Италии, например, самые нахальные.
Всегда хочется хорошо пробежать на соревнованиях, с друзьями повстречаться. Для меня каждое соревнование — это праздник.
Бег — это повод чаще ездить в другие города. В этом году в Кострому наконец выбралась, мне очень там понравилось. А сейчас собираюсь во Владивосток, к себе на родину, там тоже устраивают соревнования. Так что я занимаюсь спортивным туризмом.
Бег для меня стал привычкой. Я выхожу на улицу — и ноги сами бегут.
Но самый главный мой секрет — в том, что пока не было серьёзных травм и здоровье позволяет бегать. Конечно, результаты падают, но бегать я всё равно могу. Организм уже привык к этой системе. Причём ему надо бегать всегда, чтобы не терять импульс и «беговой иммунитет».
Я легче перенесла ковид благодаря бегу. У меня во время болезни было хорошее содержание кислорода в крови. Через дней 10 после выздоровления я уже пробежала километр. А через полтора месяца поехала на соревнования.
Когда родила второго ребёнка в 90-м году, через две недели уже начала бегать, хорошо себя чувствовала.
И фигуру я как-то сохраняю, не поправляюсь. Многие поправляются же с возрастом. Сердце, сосуды, давление пока в порядке. Для моего возраста это очень хорошо.
Раньше у меня лучшее время было 3,5 часа. А сейчас хотелось бы выйти хотя бы из четырёх с половиной часов.
Я много занималась сама, изучала книги по теме и опиралась на ощущения. Но мне кажется, если бы я бегала с хорошим тренером, результат был бы ещё лучше. Так что сказала бы себе в прошлом заниматься с кем-то.