Врач интенсивной терапии с 10-летним опытом в беге: о сочетании пива и спорта, минусах стравы и ошибках новичков — Евгений Суборов

23/2/24
Евгений — врач анестезиолог-реаниматолог. Чтобы «не поехать кукухой» на стрессовой работе, он уже 10 лет бегает. За это время набил шишек, пережил страсть к достигаторству и сформировал осознанное отношение к спорту.

Поговорили с ним и узнали, почему нельзя судить бегуна по личному рекорду, чем опасны ранние марафоны и по какой причине любителя могут напрягать тренировки с тренером.
Чем занимается и как спорт помогает в работе
Я анестезиолог-реаниматолог, работаю с тяжёлыми пациентами в отделении интенсивной терапии. Моя специальность предполагает хорошее знание физиологии, фармакологии и других дисциплин, которые нужны для поддержки жизни пациента. 

Анестезиолога часто сравнивают с пилотом самолёта. Не будет нормального пилота — самолёт далеко не улетит. Это довольно напряжённая работа. Поэтому анестезиологи часто занимаются силовыми видами спорта: пауэрлифтингом, бодибилдингом. Любая стрессовая деятельность требует эмоционального выхлопа. 

Я больше 10 лет бегаю, для меня это хороший антидепрессант. Харуки Мураками писал, что для него бег — это час «психологической гигиены», когда никто не отвлекает, нет никаких звонков, ты проводишь время наедине с собой. Мне это помогает не поехать кукухой. В ковидные времена бег помогал перезагрузиться, потому что количество работы выросло многократно.
Как начал бегать
Бегал совсем немного в своём родном городе — Архангельске. Там каждый год проходила знаменитая майская эстафета, где участвовали команды разных институтов. Весь город собирался, болел за бегунов. Я бежал один из этапов — 400 метров, ну и для подготовки 2-3 месяца ходил в манеж и тренировался, хотя системными такие тренировки никак не назвать.

Потом учился в Норвегии и, когда писал там диссертацию, решил сбросить вес и несколько недель побегал на ощупь — без часов, не зная ни пульса, ни темпа, ни расстояния. 

А регулярно бегать начал в 2013 году, когда переехал в новый район в Питере, и в пешей доступности оказалось несколько парков. До этого лет 10 занимался пауэрлифтингом, но в какой-то момент накопились травмы — я это дело забросил, года 2-3 ничем не занимался, а в 2013 году переключился на бег.
Ошибки в начале пути
Я, как врач, понимаю, как работает человеческий организм. Но, несмотря на это, совершил буквально все ошибки, которые может допустить бегун-любитель.
Моей ошибкой новичка стало то, что я зачем-то начал торопиться. Через три месяца после первой пробежки я уже пробежал марафон за 4 часа 3 минуты. Мне было очень плохо, но меня это не останавливало.
Если бы я начал бегать сейчас, я бы ближайшие 5 лет даже не думал про марафон. Я бы стал бегать пятёрки или другие короткие дистанции.

Марафон — заманчивая цель. Многие любители хотят выбежать из трёх часов. И многим эта цель не даётся, потому что они рано в этот марафон заходят.
Главная опасность ранних марафонов
Главная опасность в том, что организм не готов. Бег — классное социальное явление, в нём есть много интересных людей, это классное времяпрепровождение с бонусами для здоровья. Но важно помнить, что в нём есть много опасностей в виде травм. Не только физических, но и психологических. 

Например, синдром перетренированности, о котором много сейчас говорят, — это следствие того, что человек заходит на дистанцию не готовым и тренируется к ней, будучи не готовым. Организм не приучен к таким нагрузкам — а человек пытается под влиянием соцсетей во что бы то ни стало выйти на тренировку. 

Я сам через это проходил. «Устал, не поел, не выспался — не важно. Я решил тренироваться, значит, надо тренироваться», — так я думал. В итоге влетел в синдром перетренированности, своими руками создав себе проблемы.

С таким подходом бег из интересного феномена перерастает в очень унылое мероприятие. Когда ты выходишь на тренировку, потому что «должен» и потому что все вокруг побегали и выложили в страву.
Большая опасность новичка — тренироваться не для себя, а для людей вокруг.
Ещё про ошибки новичка
Мои ошибки в начале пути — типичные. Например, недостаточно ел. Когда человек много тренируется, он должен есть больше, чем он ел раньше, когда в жизни не было активности. Это не значит, что надо есть торт — надо есть достаточное количество нормальной еды, чтобы питать организм, головной мозг.

В спорте много людей с нарушением пищевого поведения. У бегунов часто бывает анорексия, булимия. Синдром относительного дефицита энергии сначала был распространён у девушек, а потом перекочевал и в мужскую категорию. Связан он с тем, что спортсмены в погоне за соревновательным весом урезают калории — чтобы быть тоньше, стройнее, быстрее, легче. Ведь считается, что чем ты легче — тем быстрее бежишь.
Многие любители недоедают, считая, что так они покажут более высокие результаты. Но кому-то с этим везёт, а кому-то — нет.
Ещё одна ошибка — короткий сон. У меня было несколько работ, и я хотел всё успеть. Но сейчас понимаю, что на сон обязательно нужно было находить время. Я тогда спал часов по 5, этого явно недостаточно для восстановления. 

И последняя ошибка — тренировки в одном (часто высоком) темпе. Тогда мне было западло медленно бегать. Это сейчас мне абсолютно плевать, с какой скоростью я бегу. Но раньше хотелось показывать красивые цифры даже на тренировках.
Важно понять, что все люди разные, у всех психика разной подвижности. Кто-то бежит восстановительную тренировку с темпом 4.45, а кто-то с темпом 6.45. Главный принцип — лёгкие тренировки должны быть лёгкими. Если ты лёгкую тренировку бежишь, превозмогая себя, ты не покажешь быстрый бег на соревнованиях.
Совет новичкам, которые хотят вписаться в марафон
Марафон считается почётной дистанцией для любителя. Но сколько спортивных судеб сломал марафон — не сосчитать. 

Для кого-то марафон — разовая акция. Когда ты почти пешком прошёл дистанцию, показал медаль знакомым и коллегам в офисе, и завязал с бегом.

Но тем, кому бег нравится, и кто хочет заниматься им ближайшие несколько лет, важно не ставить марафон своей основной целью и не стремиться только к нему. Лучше целиться в «беговое долголетие», стремиться как можно дольше бегать с наименьшими потерями и травмами.
Марафон — это просто медалька. Я был бы рад, если бы организаторы забегов давали возможность отказаться от медалей. Я бегаю 10 лет и уже не знаю, куда их девать, а выбросить жалко. Никакого пиетета к медалям не испытываю.
Достижения и медали — ничто по сравнению с долголетием в спорте, физическим и психологическим здоровьем.
Почему хочет удалить страву
Иногда я порываюсь закрыть страву и не вести её. Потому что смотреть на чужие объёмы — довольно порочная практика. Можно быстро стать заложником этого. 

Как работает мозг обычного любителя? Например, я бегу марафон за 2:46. Человек, зная это, заходит в мою страву и видит, что в среднем я бегаю по 100 км в неделю. И думает, что ему надо так же. В итоге ловит травму, и бег на этом заканчивается. Страва показывает верхушку айсберга. Я бы вообще на неё не смотрел.

Ну и мне не нравится чрезмерная увлечённость гаджетами. Люди часто смотрят в телефон или на часы во время пробежки. Это плохо, потому что мы перестаём чувствовать собственный организм, не прислушиваемся к нему.
О текущих объёмах в тренировках
У меня очень грубая структура тренировок. Делаю длинную в субботу, средне-длинную — в среду, скоростную — во вторник. За неделю набегает объём около 100 км. 

Для себя нашёл комфортный объём, стараюсь его держать. Одним «куском мозга» понимаю, что если спустился бы до 90-80 км и делал более качественные скоростные — был побыстрее. Но психологически не смог опуститься ниже 100 км.

Впрочем, с ноября 2023 я вообще решил больше не следить за объемами, и сейчас просто бегаю регулярно, как позволяет время.
Если делать 1-2 качественные скоростные, хорошо есть и спать, можно таких наворотить делов на объёме 80-90 км, мама не горюй. Мне кажется, даже марафон в 2:30 доступен с такими объёмами.
Почему принципиально бегает без тренера
У меня был тренер, проработал с ним год. У нас с ним нормальные отношения, но я с ним расстался, потому что понял, что тренируюсь не для себя, а для тренера — потому что он пишет задания.

В какой-то день я могу себя фигово чувствовать и пропустить тренировку. Или я могу вместо 27 км пробежать 24 км. Просто потому что так получилось. И мне не хочется кому-то писать, объяснять ситуацию, корректировать план. Я люблю свободу. И не люблю ни с кем другим согласовывать свои действия. 

Также без тренера мне некого винить в том, что я чего-то не достиг на соревнованиях. Короче, я просто убрал лишний стресс, перестал перед кем-то отчитываться.
Сильно пересмотрел свои отношения с тренировками. Пришёл к выводу, что надо немножко по-раздолбайский к ним относиться. У меня нет такого понятия как «завалить тренировку» или «не выполнить». Не выполнил? Насрать, завтра выполню.
О сочетании пива и спорта
Спорт и жизнь должны приносить радость и удовлетворение. Я нормально смотрю на людей, которые не пьют вообще. Но, в целом, не вижу ничего такого, чтобы выпивать. Главное — знать во всём меру.

Запои и лёгкая атлетика мало совместимы, хотя таких случаев в профессиональном спорте довольно много. Тренироваться на фоне регулярного употребления алкоголя — бессмысленно. Организм не понимает, за счёт чего он испытывает стресс — за счёт алкоголя или тренировок. И если регулярно давать стресс и алкоголем, и тренировками — он будет копиться, и иммунная система даст сбой.

Я могу выпить 0.5 пива раз в неделю. А каждый день выпивать и тренироваться — мне кажется, не очень продуктивно.
О летних забегах «на время»
Летом не надо стремиться улучшать свои личники. Если посмотреть рекорды марафонов, они все были весной или осенью. Гатчина — отличный пример, там много хороших результатов сейчас. 

Летом нефиг бегать на время. Надо бегать и кайфовать. А если летом не побил свой прошлый осенний рекорд — не стоит даже заморачиваться.
Почему нельзя судить спортсмена по личному рекорду
Считаю, спортсмена-любителя надо судить по его «базовому уровню», а не личному рекорду. Как это высчитывается? Ты берешь 3 лучших времени и выбираешь то, что по серединке или нижнее. 

У меня третий полумарафон в районе 1:17. Это значит, что я почти в любом состоянии пробегу за это время. Это базовый соревновательный уровень. И вот его надо улучшать. 

Личный рекорд — это то, что ты показываешь один раз при хорошем стечении самых разных обстоятельств: погоды, питания, тренировок. 

Вот этот базово-соревновательный показатель у меня, к счастью, немного улучшается, что меня не может не радовать. Думаю, что над этим есть смысл работать, а не стремиться на каждой гонке улучшать свой личный рекорд.
Блиц
Какой фильм посмотришь перед стартом?
«День сурка» или «Крепкий орешек».
Под какой трек круче всего тренироваться?
Бегаю без наушников 100% времени. Люблю слышать, как я бегу, и тренироваться под музыку улицы.
Какой завтрак сделаешь перед гонкой или тяжёлой тренировкой?
Перед марафоном это может быть жидкая каша или банан, кофе. Перед короткими стартами могу выпить только кофе.
Ещё можно почитать